Ремкомплекты системы VANOS автомобилей БМВ

 

Процедура установки ремкомплекта M62TU

(моторы M62TU)



Процедура установки ремкомплекта Vanos на мотор М62TU непростая и требует некоторых навыков в ремонте двигателей. Для установки обязательно нужно иметь набор специальных инструментов, а так же определенные стандартные инструменты. Если вы уверены в своих силах, и при наличии инструментов, которые мы даем в аренду, можете смело приниматься за ремонт ваших ваносов. Весь порядок работ и ньюансы этой процедуры мы опишем ниже, а также вам поможет ремонтная документация BMW TIS.

 

Что вам нужно для ремонта ваносов на М62TU?

Набор инструмента для ремонта и регулировки ГРМ на М62. Кроме шаблонов в наборе предусмотрены другие инструмены для работ с ГРМ мотора М62. Без этих инструментов квалифицированно произвести ремонт ваносов М62 практически невозможно.

Инструмент для опрессовки ваноса М62TU (Beisan Systems).  

Вышеуказанные инструменты вы можете взять у нас в аренду.

 

Что касается запчастей.

Кроме ремкомплекта ваноса от Beisan Systems для полного ремонта вам еще понадобятся следующие детали (детали с отметкой "обязательная замена" настоятельно рекомендуем поменять):

Прокладки клапанных крышек (при необходимости заменить) № 1112 0 034104 и 1112 0 034105

Кольцо уплотнительное болта клап. крышки 6 шт (желательно заменить) № 1112 1 721879   

Кольцо уплотнительное болта клап. крышки 16 шт (желательно заменить) № 1112 1 437395

Прокладка верней крышки (желательно заменить) №1112 1 733969

Прокладка крышек ГРМ (обязательная замена) № 1114 1 741532 и 1114 1 741533

Уплотнительный фланец соленоида 2 шт (обязательная замена) №1114 1 435023

Обратный клапан 2 шт (обязательная замена) №1112 1 706921

Прокладка кронштейна привода распредвала цил. 1-4 (обязательно) №1136 1 705578

Прокладка кронштейна привода распредвала цил. 5-8 (обязательно) №1136 1 705579

Башмак натжителя 4 шт (обязательная замена) №1131 1 435028 

Натяжитель цепи (дорогой, но обязательно меняйте) №1131 7 531813

Сальник (обязательная замена) №1114 1 736758

Уплотнительные шайбы (обязательная замена) №0711 9 963355 и 0711 9 963225

 

Обязательно подлежат замене адаптеры распредвалов (фото выше).

Оригинальные номера: для левой ГБЦ №1136 1 433660, для правой ГБЦ №1136 1 433664

 

С ними в паре обязательно замените уплотнительные кольца распредвалов 6 шт

Оригинальный номер деталей №1131 1 705512.

Учтите, что не заменив вышеуказанные детали, ремонт ваносов может быть неэффективным!


Ремонт

 

Сами механизмы Vanos находятся в передней части головок блока цилиндров (ГБЦ) со стороны впускных распредвалов. Для того чтоб добраться до них и демонтировать для установки ремкомплекта вам нужно снять декоративную крышку мотора, снять впускной тракт до коллектора, снять термомуфту и диффузор радиатора, снять обе клапанные крышки и слить озлаждающую жидкость. Детально описывать как все это демонтировать мы не будем, так как там все просто. Эти процедуры хорошо описаны в BMW TIS. Учтите, что если профильные прокладки клапанных крышек менялись уже более 40000 км назад, вам лучше заменить их для избежания подтекания масла.

 

Освободив доступ к передней части мотора и сняв клапанные крышки переходим непосредственно к процедуре снятия ваносов.

 

Фиксация коленвала в ВМТ 1-го цилиндра:

 

Переключите селектор переключения передач в нейтральное положение.

Используя головку на 27 проверните коленвал по часовой стрелке   до тех пор пока кулачки распредвалов 1-го цилиндра на левой ГБЦ не будут в положении как на фото выше.

Это будет ВМТ 1-го цилиндра.

Внимание! Коленвал можно проворачивать только по часовой стрелке.

Удалите защитный колпак смотрового окошка.

С помощью зеркала и фонарика вы можете увидеть замок на маховике для фиксации.

Зафиксировать коленвал можно специальным ключем из набора для М62 или же штифтом подходящяго диаметра (например сверло). Установите его в маховик через специальное отверстие (левее от смотрового окошка). Если ВМТ 1-го цилиндра выставлено точно, то ключ без проблем зайдет в маховик. При необходимости подкрутите коленвал.

 

Снятие эл. клапанов ваносов:

 

Отсоедените электрические разъемы соленоидов нажав на металлическую пружинную защелку и потянув разъем на себя.

Открутите болты крепящие уплотнительные фланцы соленоидов.

Удалите фланцы подковырнув и стянув их удобным инструментом.

Открутите соленоиды.

Для того чтоб открутить соленоиды и вытянуть их вам понадобится специальная удлиненная головка на 32мм, которая идет в наборе для ремонта ГРМ мотора М62.

Внимание! Не вытягивайте сразу соленоиды, так как оттуда вытечет небольшое количество масла.

Подставьте бумажное полотенце или ветошь и вытяните соленоиды.

 

Снятие верхних крышек ГРМ:

 

Открутите болты крепящие крышки к головке блока. На каждой крышке по 6-ть болтов под головку 10мм.

Аккуратно отсоедените крышки от корпуса головки с помощью плоского инструмента. Крышка должна легко отойти от головки. Если этого не происходит, то проверьте все ли болты полностью откручены.

Снимите крышу потянув вперед, а затем вверх. Датчики распредвала остаются на крышках.

 

Теперь у нас есть доступ к ваносам.

 

Фиксация распредвалов:

 

Для фиксации распредвалов вам понадобятся специальные шаблоны для фиксации из набора для моторов М62, о котором написано в начале процедуры.

Для установки шаблонов возможно впускной распредвал левой ГБЦ необходимо будет слегка и аккуратно прокрутить против часовой стрелки (ключ на 27мм) до того как шаблон станет на плоскость ГБЦ. На правой ГБЦ может потребоваться та же процедура. В любом случем не старайтесь силой устновить шаблоны. 

 

Снятие ваносов:

 

Снимите колесо импульсного датчика с обоих распредвалов. Для этого необходимо зафиксировать распредвал рожковым ключем на 27мм, а гайку крепящую колесо импульсного датчика откручивать головкой на 24мм по часовой стрелке!!! 

Внимание! Гайки крепящие колесо импульсного датчика на обеих ГБЦ имеют обратную резьбу. Такую резьбу откручивать нужно по часовой стрелке!

Важно! Распредвал зафиксирован шаблоном, но для откручивания гайки крепящей колесо импульсного датчика этой фиксации не достаточно. Обязательно придерживайте распредвал рожковым ключом на 27мм, что б избежать повреждения распредвала.

 

Открутите болты крепящие ваносы. Для этого необходимо зафиксировать распредвал рожковым ключем на 27мм, а болт крепящий ванос к распредвалу нужно откручивать Torx битой Т55 по часовой стрелке!!!

Внимание! Болты крепящие ваносы на обеих ГБЦ имеют обратную резьбу.

Важно! Распредвал зафиксирован шаблоном, но для откручивания болтов этой фиксации не достаточно. Обязательно придерживайте распредвал рожковым ключом на 27мм, что б избежать повреждения распредвала.

На данном этапе открутив болты пока не вынимайте их.

Открутите болты крепления звездочек выпускных распредвалов. Удерживая выпускной распредвал рожковым ключем на 27мм откручивайте болты по часовой стрелке!!! используя ту же биту Torx T55.

Внимание! Болты крепящие звездочки на выпускных распредвалах на обеих ГБЦ имеют обратную резьбу.

Важно! Распредвал зафиксирован шаблоном, но для откручивания болтов этой фиксации не достаточно. Обязательно придерживайте распредвал рожковым ключом на 27мм, что б избежать повреждения распредвалов.

На данном этапе открутив болты пока не вынимайте их.

Зафиксируйте натяжители вторичных цепей на обоих ГБЦ. Используйте для этого специальные фиксаторы (фото выше). Сжав натяжитель вставьте фиксатор в специальное отверстие.

Выкрутите полностью болты крепящие ваносы и звездочки выпускных распредвалов.

Пока не снимайте сами ваносы и звездочки.

Для снятия звездочек выпускных распредвалов потяните звездочки на себя сняв их с распредвалов вместе с цепями. Снимите ваносы с впускных распредвалов и снимите с них вторичные цепи вместе со звездочками выпускных валов. Наденьте ваносы обратно на впускной распредвал.

Далее снимите снова ваносы с впускных распредвалов, снимите первичную цепь. Ваносы демонтированы. Цепи уложите на передней крышке.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Не вытаскивайте из снятого ваноса центральный вал, так как он отбалансирован по отношению к корпусу и установлен в особом положении. Для разборки нужно пометить маркером его положение относительно корпуса ваноса.

Во избежании попадания грязи и мелких деталей накройте отсек цепи ГРМ бумажным полотенцем или ветошью.

 

Снятие деталей ваноса:

Открутите 5 болтов крепящих адаптеры ваносов к ГБЦ. 

Снимите оба адаптера стянув их с распредвалов. Постукивайте резиновым молотком по корпусу и одновременно тяните вперед для снятия. Адаптер может проблематично сниматься в связи с появлением в нем канавок от уплотнительных колец на распредвалах. Как писалось ранее адаптеры подлежат обязательной замене!

Удалите старые прокладки.

Снимите с каждого впускного распредвала 3 уплотнительных кольца. Как писалось ранее эти кольца необходимо заменить! Кольца имеют замок в месте стыка. Для снятия отвести кольцо насколько возможно вверх и разъединить в месте стыка. Осторожно развести кольцо и снять его вперед.

Вытяните обратные клапана соленоидов из ГБЦ. Используйте специальный съемник из набора или болт с резьбой М10х1,0. Вкрутите съемник в клапан и вытяните его. Клапан держится на резиновом уплотнительном кольце. Эти клапана необходимо заменить!

 

Снятие натяжителей цепей:

 

Открутите по 2 гайки на каждом натяжителе, которые крепят их к ГБЦ.

Снимите их.

 

Ремонт натяжителей цепей

 

Данная процедура идентичная для обоих натяжителей.

 

 

Снимите башмак натяжителя.

Установите новый башмак.

Вытащите поршень натяжителя для замены второго башмака.

Снимите башмак.

Установите новый башмак натяжителя.

 

Соберите натяжитель.

Снимите старое уплотнительное кольцо.

Установите новое кольцо из ремкомплекта. Смажьте его для упрощения установки натяжителя на место.

 

Ремонт ваносов

 

Данная процедура идентичная для обоих ваносов.

 

Центральный вал ваноса отбалансирован по отношению к корпусу. Для соблюдения балансировки обязательно необходимо сделать отметки маркером положения внутреннего вала относительно корпуса для того чтоб после ремонта вал был установлен в том же положении.

 

Проверните вал ваноса по часовой стрелке до упора для того чтоб поршень под валом опустился вниз.

Сделайте отметки маркером как показано выше на картинке. Не делайте пометки на пластике, так как он может сместиться по отношению к корпусу в процессе ремонта.

Вытяните вал из корпуса ваноса прокручивая его по часовой стрелке.

Поршень в ваносе опущен вниз. Это было сделано ранее, когда вы прокрутили вал по часовой стрелке.

Снимите с вала большую шайбу (если она осталась на нем).

Надавите большими пальцами на шайбу так, чтоб она зашла в поршень.

Поднимите поршень.

Далее в процессе замены уплотнительных колец необходимо удерживать пальцем поршень в максимально поднятом положении.

Вытащите внутреннее уплотнительное кольцо из ваноса используя подходящий инструмент.

Вытащите наружное уплотнительное кольцо.

Так выглядят уплотнительные кольца. Наружное кольцо (черное на фото выше) потеряло круглое сечение и нужную эластичность, что ухудшило уплотнение поршня.

Для установки новых колечек удерживайте поршень в максимально поднятом положении.

На 2-х фото выше ванос в разобраном виде (разрезан корпус и вынут поршень). Так становится наглядно понятно как установлены уплотнительные колечки в пластиковом корпусе.

Установите наружное уплотнительное кольцо используя подходящий инструмент.

Убедитесь, что кольцо стало на свое место в канавку.

Положите внутреннее  тефлоновое кольцо в теплую воду (30-40 градусов) для того чтоб оно стало эластичным.

Установка тефлонового кольца тяжелее, так как оно более жесткое и его диаметр больше, чем диаметр пластикового корпуса. В связи с этим кольцо необходимо слегка деформировать, а потом разровнять внутри корпуса и отцентровать в канавке. Положите его как показано на фото выше.

 

Внимание, ниже показаны два фото с разобраным ваносом (разрезан корпус и вынут поршень) для наглядного понимания, как устанавливается внутренее тефлоновое кольцо в своей канавке.

Разобраный ванос не подлежить сборке!!!

Самое главное в установке этого уплотнительного кольца - это то чтоб оно четко стало на свое место в канавке.

На фото выше показано неправильное положение внутреннего кольца. Оно не стало на свое место. Так как это разобраный ванос, а в нашем случае там стоит поршень, проверить правльную установку можно тонким изогнутым инструментом как на фото. С помощью этого инструмента можно прощупать положение тефлонового кольца и отсутсвие зазоров (на фото выше виден зазор).

 Устанавливайте тефлоновое кольцо постепенно: сначала одну сторону, потом другую.

Удобным инструментом аккуратно проталкивайте кольцо между поршнем и корпусом.

Продолжайте установку кольца на его место.

Когда кольцо установлено в корпусе разровняйте его, чтоб оно максимально стало на свое место и опять приобрело круглую форму. Легкое искривление тефлонового кольца, как на фото выше, допустимо. Кольцо выровняется после прогрева мотора до рабочей температуры.

Вдавите поршень с шестеренкой максимально вниз. Хорошо смажьте установленное тефлоновое кольцо моторным маслом.

Смажьте вал маслом и установите его в корпус ваноса. Аккуратно без силы надавите на вал пока не почуствуете, что он уперся в уплотнительное кольцо.

Переверните ванос и положите его валом на ровную поверхность.

Плавно и медленно надавите на корпус ваноса четко вниз, чтоб вал зашел на свое место. При этом будет ощущаться легкое сопротивление, так как установлены новые уплотнительные кольца. Если вал не заходит в корпус, то необходимо его достать, проверить на своем ли месте тефлоновое кольцо и повторить процедуру выравнивания тефлонофого кольца. Потом опять хорошо все смажьте маслом и повторите установку вала. Главное тут не "закусить" валом тефлоновое кольцо, что приведет уплотнение в негодность. В случае если вы испортили это кольцо, вы можете купить его у нас отдельно.

Переверните ванос и убедитесь, что вал установлен максимально в корпусе (как на фото выше).

Прокрутите вал в корпусе. Вал должен проворачиваться с ощутимым сопротивлением.

Достаньте вал и убедитесь, что тефлоновое кольцо стоит на своем месте в канавке корпуса.

 

Опрессовка корпуса ваноса: 

 

Внимание! Данная процедура очень важна в ремонте этом ремонте, так как просто замена уплотнительных колец из ремкомплекта может не решить проблему с ваносом полностью.

 

Для чего вообще нужна опрессовка корпуса ваноса? Дело в том, что конструкция ваносов на М62TU такова, что заменить можно только уплотнительные колечки внутри пластикового корпуса. Добраться же к наружному уплотнительному кольцу невозможно не поломав сам ванос. Но было найдено решение этой проблемы и оно уже испытано временем. Поджав специальным инструментом наружную стенку ваноса, мы обжимаем пластиковый корпус с двух сторон, что ликвидирует вторую половину нашей проблемы с пропусканием давления масла через наружный периметр пластикового корпуса.

 

А теперь сама процедура.

 

Для опрессовки нам понадобится специальный инструмент, который вы можете взять у нас в аренду.

Очистите корпус ваноса от масла и грязи. Вдавите поршень максимально вниз, как показано на картинке выше. Вдавите пластиковый корпус вниз в разных местах по периметру насколько это возможно (используйте плоскую отвертку). Не прилагайте черезмерных усилий.

При этом между верхним торцом металлической стенки и пластиковым корпусом появится зазор примерно 0,9мм (фото выше).

Инструмент для опрессовки сделан так, чтоб при этой операции стенка корпуса ваноса равномерна была завальцована во внутрь и не деформировалась. Кроме того в инструменте есть три отверстия для усиков на ваносе, что дает возможность не испортить их в момент обжатия.

Слегка подогните три усика ваноса во внутрь, так чтоб инструмент стал на свое место (примерно на 2мм).

 

Наденьте инструмент на ванос. Проконтролируйте, что усики видны в отверстиях и инструмент не повредит их.

Прижмите рукой инструмент, чтоб он полностью сел на свое место.

Зажмите инструмент с ваносом в тисках (на инструменте есть специальные пазы для этого).

 

Установите вторую часть инструмента на ванос.

Обязательно смажьте болт от инструмента густой смазкой (желательно графитовая смазка).

Установите болт.

Начните закручивать болт (головка на 27мм). Вам нужно предварительно обжать инструмент, чтоб нижняя его опрессовочная часть полностью стала на свое место и уперлась в стенку ваноса, которую нам нужно завальцевать. Как только это произойдет вы ощутите сильное усилие на болте.

Сделайте отметку маркером на верхней части инструмента и на ваносе. Это необходимо сделать для повторной установки интрумента (если таковая понадобится) в то же положение относительно ваноса.

Сделайте то же с нижней частью инструмента и ваноса. Это необходимо сделать для повторной установки интрумента (если таковая понадобится) в то же положение относительно ваноса.

Используя вороток с динамометром, закрутите болт инструмента с моментом 142 Нм.

Закрутив болт с нужным моментом сделайте маркером пометку как показано выше на фото.

Обратите внимание, чтоб метка была нанесена не только на торце болта но и частично на его верхней части, так как надев головку метка на торце может быть стерта.

Зажмите болт еще на один полный оборот. Учтите, что для этого вам понадобится мощный и длинный вороток, так как необходимо приложить большое усилие.

Внимание! Вся процедура опрессовки должна быть сделана за один подход. Не снимайте инструмент пока не закончите опрессовку.

Открутите болт.

Снимите инструмент с ваноса. Если нижняя часть инструмента не снимается с корпуса ваноса, то сделайте следующее:

Сняв верхнюю часть инструмента закрутите болт в инструмент на 5-7 оборотов.

Переверните ванос с инструментом и держась за звездочку обеими руками ударьте болтом по тискам или другой твердой поверхности. Чашка опрессовочного инструмента должна сняться.

 

Проверьте зазор между пластиковых корпусом и металлической стенкой. Возьмите самый тонкий плоский щуп. Зазор должен полностью отсутствовать!

Поставьте ванос на звездочку и придерживая рукой попробуйте прокрутить пластиковый корпус держась плоскогубцами за тестовый усик. Пластик не должен проворачиваться.

 

Если между пластиковым корпусом и стенкой ваноса есть хоть какой то зазор или пластик проворачивается, то необходимо провести опрессовку повторно.

Для этого установите инструмент на ванос как было описано ранее. Обязательно соблюдайте метки на инструменте и корпусе ваноса, которые вы сделали при первой опрессовке. Закрутите болт на место так, чтоб болт был зажат, а  метки на болте и инструменте сошлись. То есть мы затянули инструмент так же, как он был зажат при первом подходе. Затем закрутите болт еще приблизительно на 10мм (по меткам на болте и инструменте). Это дожмет корпус и теперь инструмент можно снимать. Опять проверьте зазор и попробуйте прокрутить пластик в корпусе.

 

Сборка ваноса:

 

Как писалось ранее внутренний вал ваноса отбалансирован относительно корпуса ваноса и должен быть собран по меткам, которые мы сделали ранее. В момент установки вала поршень должен быть максимально вдадлен в корпусе ваноса. Проверьте установлена ли сверху поршня шайба.

Установите вал так, чтоб его отметка была на 10мм левее отметки на корпусе.

Вдавите вал полностью в ванос провернув его и совместив метки. Если метки не сходятся, то необходимо повторить установку вала.

Прокрутите вал. Он должен крутиться с небольшим усилием, так как установлены новые уплотнительные кольца.

 

Сборка мотора:

 

Установите на место оба натяжителя цепей.  

Установите новые обратные клапана. Используйте специальный инструмент или болт М10х1,0.

Установите новые уплотнительные кольца. Убедитесь, что замки колец зашли в зацепление. Проверните кольца так, чтоб замки были на одной линии и ориентированы вверх. Смажьте кольца моторным маслом.

Установите новые профильные прокладки адаптеров. Прокладка фиксируется на обратном клапане. Лицевая часть прокладки отмечена номером в верхней части.

Установите новые адаптеры. Смажьте цилиндр адаптера для облегченной установки.

Прикрутите адаптеры к ГБЦ. Мометн затяжки 10Нм.

 

 

 

 

 

Страница еще в разработке....



Обновлен 24 июл 2013. Создан 13 дек 2012